(812)
454-46-51
м. Московские ворота
Заказать обратный звонок
Звоните — c 9:00 до 20:00.

     Регистрация прав на наследство

     После получения свидетельства о праве на наследство, необходимо произвести действия по регистрации Ваших прав на наследственное имущество в уполномоченных органах и учреждениях. Это относится как к регистрации прав на недвижимое имущество (регистрация прав на квартиру, регистрация прав на дом, регистрация прав на здание, регистрация прав на земельный участок, регистрация прав на плоскостное сооружение, регистрация прав на морское и воздушное судно), так и к регистрации прав на транспортные средства, регистрации прав на акции, регистрации прав на доли в уставном капитале и т.д.

 

     Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: 


     Помимо регистрации прав на общеизвестные объекты недвижимого имущества такие как здания, строения, сооружения, земельный участки, объекты незавершенного строительства существуют еще и специфические имущественные права, которые также могут переходить по наследству. К таким имущественным правам в частности могут относиться право долгосрочной аренды недвижимого имущества или же права и обязанности по договору залога недвижимого имущества. Такие права также подлежат государственной регистрации.


     В настоящий момент процедура регистрация недвижимого имущества и сделок с ним четко проработана. Регистрация осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества территориальными органами Федеральной регистрационной службы.


     Для каждого объекта недвижимого имущества переходящего по наследству установлен свой перечень необходимых для регистрации документов.

 

     Перечень документов необходимых для регистрации перехода права собственности на квартиру или дом:

 

     1. Свидетельство о праве на наследство + нотариальная копия.

 

     2. Кадастровый паспорт помещения (строения).

 

     3. Свидетельство о праве собственности (на наследодателя).

 

     4. Доверенность на представителя + копия.

 

     5. Соглашение о разделе наследства (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     6. Соглашение об определении долей (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     7. Квитанция об уплате госпошлины + копия (выдается на месте). 


     Перечень документов необходимых для регистрации перехода права собственности на земельный участок:

 

 

     1. Свидетельство о праве на наследство + нотариальная копия.

 

     2. Кадастровый паспорт земельного участка (строения) в 2-х экз.

 

     3. Свидетельство о праве собственности (на наследодателя).

 

     4. Доверенность на представителя + копия.

 

     5. Соглашение о разделе наследства (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     6. Соглашение об определении долей (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     7. Квитанция об уплате госпошлины + копия (выдается на месте).

 

     Перечень документов необходимых для регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение:

 

     1. Свидетельство о праве на наследство + нотариальная копия.

 

     2. Кадастровый паспорт помещения (строения).

 

     3. Свидетельство о праве собственности (на наследодателя).

 

     4. Доверенность на представителя + копия.

 

     5. Соглашение о разделе наследства (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     6. Соглашение об определении долей (если заключалось) + нотариальная копия.

 

     7. Квитанция об уплате госпошлины + копия (выдается на месте). 


     Перечень документов, необходимых для регистрации прав на транспортные средства:


     Регистрация прав на транспортные средства осуществляется территориальными органами ГИБДД по постоянному месту жительства их владельца и состоит из двух этапов:

 

     1. Снятие с регистрационного учета.


     2. Постановка на регистрационный учет.

 

     Снятие и постановка на регистрационный учет транспортных средств после смерти их владельца осуществляется наследником на основании следующих документов:

 

          а) заявление;


          б) паспорт;


          в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;


          г) квитанции оплаты госпошлины;


          д) свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства (ПТС);


          е) транспортное средство;


          ж) свидетельство о праве на наследство;


          з) полис ОСАГО;


          и) регистрационные знаки (номера).

 

     При наследовании транспортных средств нередко возникает ситуация когда собственниками транспортного средства становятся несколько лица. К сожалению, зарегистрировать транспортное средство на двух владельцев сейчас невозможно. Максимум чего можно добиться – это указание на других владельцев в графе «особые отметки» ПТС.


     Таким образом, лицо, в пользовании которого находится транспортное средство, имеет больше шансов на его регистрацию на свое имя.

 

     Регистрация прав на водные суда:

 

     Регистрация прав на водные суда в зависимости от их класса осуществляется соответствующими речными судоходными инспекциями бассейнов, либо капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.


     Сведения о зарегистрированных судах заносятся в Государственный судовой реестр или судовую книгу.


     В Государственном судовом реестре регистрируются права на самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любые пассажирские и наливные суда.


     В судовой книге регистрируются права на спортивные и прогулочные суда независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также на все остальные суда, не подлежащие регистрации в Государственном судовом реестре.


     Право собственности на судно подлежащее регистрации возникает с момента государственной регистрации.

 

     Основаниями для регистрации судна могут служить:


     - акт соответствующих органов государственной власти;


     - договоры и другие сделки;


     - свидетельство о праве на наследство;


     - вступившее в законную силу решение суда;


     - свидетельства о правах на судно.

 

     Регистрация прав на воздушные суда:

 

     Действующие в настоящее время указанные Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.


     Для осуществления подобной регистрации предусмотрено создание специального реестра. В частности, гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельства о государственной регистрации.


Регистрацию воздушных судов осуществляет Главная инспекция по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ. Собственнику воздушного судна выдается свидетельство о регистрации воздушного судна, в котором указывается, кто является собственником. При изменении собственника согласно п. 3.1 Правил в свидетельство о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись. Для этого необходимо предоставить ряд документов, в частности копию договора купли-продажи судна и копию передаточного акта.


     Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.


     Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников.

 

     Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

 

     Регистрация прав на акции:


     Регистрация прав на акции осуществляется путем внесения сведений об их владельце в реестр. Все акционерные общества обязаны вести реестр. Если в обществе более 50 акционеров, то держателем реестра должен быть специализированный регистратор, если меньше 50, то общества вправе само вести реестр.


     Свидетельство о праве на наследство предоставляется в само общество или специализированному регистратору в зависимости от того кто ведет реестр. Помимо свидетельства о праве на наследство может понадобиться заполнить анкету на будущего правообладателя, заявление по специально утвержденной форме и оплатить регистрационный сбор.

 

     Указанные дополнительные требования возникают в случае ведения реестра специализированным регистратором. Кроме того одновременно с внесением изменений в реестр следует подать заявление о предоставлении выписки из реестра акционеров, в которой должен быть указан новый собственник акций. Иных документов подтверждающих право собственности на акции не выдается.
     

     Регистрация прав на доли в уставном капитале:


     Для того чтобы подтвердить свой статус владельца долей в уставном капитале общества необходимо внести изменения в его учредительные документы (устав и учредительный договор).


     Правом внесения изменений в учредительные документы обладает общее собрание участников общества. На основании решения принятого общим собранием, Генеральный директор общества готовит необходимые документы и регистрирует изменения в учредительных документах в органах Федеральной налоговой службы.


     Основанием для проведения общего собрания участников общества будет являться заявление наследника (-ов) с просьбой принять решение о включении их в состав участников общества. Такое заявление направляется по юридическому адресу общества заказным письмом с уведомлением. При получении такого заявления Генеральный директор (иное лицо или орган, обладающий соответствующим правом) созывает внеочередное собрание участников общества. В повестку дня должен быть внесен вопрос о внесении изменений в учредительные документы общества.


     Однако уставом общества может быть предусмотрено получение согласия всех участников общества на включение в состав участников наследников. Если устав содержит такую норму, то прежде чем созывать общее собрание участников Генеральный директор уведомляет всех участников общества о том, что они должны дать свое согласие или выразить отказ на включение наследников в состав участников общества.


Такое согласие или отказ должно поступить в общество в 30-дневный срок со дня поступления заявления от наследника, если иной срок не установлен уставом общества. Согласие считается полученным, если в течение вышеназванного срока не получен письменный отказ хотя бы от одного участника общества. Если не было получено отказа, то Генеральный директор созывает внеочередное собрание участников.


     В случае, когда собрание участников общества не состоялось в разумные сроки наследник вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении участников общества внести изменения в учредительные документы. Важно отметить, что иск должен быть предъявлен именно к участникам общества, а не к самому обществу, так как решение вопросов о внесении изменений в учредительные документы входит в компетенцию не самого юридического лица, а участников общества, которые вправе принять такое решение на общем собрании участников.

 

     Само по себе обществу как юридическому лицу не предоставлено правое вносить изменения в свои учредительные документы. Кроем того, гражданское законодательство не предусматривает возможности созыва общего собрания участников общества на основании решения суда. Поэтому ответчиками по подобного рода искам должны выступать участники общества, а не само общество.


     Если общее собрание участников состоялось, но решением такого собрания наследнику отказано во включении его в состав участников, наследник вправе обратиться в суд и обжаловать такое решение.


     Если наследнику правомерно отказали во включении его в состав участников общества, то общество обязано выплатить такому наследнику действительную стоимость его доли. Определяется действительная стоимость доли на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (чаще всего за последний финансовый год) предшествующий дню смерти наследодателя. Общество может предложить наследнику вместо выплаты денежных средств имущество пропорциональной стоимости, однако право выбора остается за наследником.


     Выплачивается компенсация стоимости доли в течение года с момента перехода к обществу доли наследника, если меньший срок не предусмотрен уставом. Вопрос определения момента перехода доли к обществу в настоящее время не имеет однозначного ответа. Есть мнение, что такой момент наступает в день открытия наследства. Противоположное же мнение говорит о том, что такой момент наступает в день, когда один из участников общества предоставил в общество свой письменный отказ включения наследника в состав участников общества.

 

     В любом случае этот момент не может наступить позже, чем 30 дней после поступления в общество заявления от наследника с просьбой включить его в состав участников общества.

 

 

 

© «Юрист-мастер», 2018
ст.метро Московские ворота, ул. Коли Томчака, д.24
Тел. (812) 454-46-51